Перейти к первой части статьи.
НОВЫЙ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕГИОН И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ: ТИХИЙ ОКЕАН.
Fernando Liborio Soto Sáez *
Обратимся к истории: США отвернулись от Азиатско-Тихоокеанского региона после II Мировой войны, направив все стратегические усилия на Европу, где набирал силу будущий противник — Советский Союз. Началась «холодная война», в ходе которой политический передел мира способствовал формированию климата «неопределенной стабильности», когда особое значение имел лишь арабо-израильский конфликт, оказывающий влияние на ситуацию на рынке нефти.
В это время на смену Мао Цзэдуну пришел Дэн Сяопин, и, подобно Японии в 1854 году, в 1978 году Китай вышел на мировую арену.
Сегодня, почти тридцать пять лет спустя, в мае 2012 года Министерство обороны США представило Конгрессу ежегодный доклад о военной стратегии и обеспечении безопасности Китайской Народной Республики. Официальной реакцией Министерства иностранных дел КНР послужило обвинение в создании теории «китайской угрозы» в результате модернизации системы безопасности КНР, тогда как данный процесс следует рассматривать как «оправданное и нормальное»1 явление. В конце концов, Тихий и Индийский океаны имеют столь же важное значение для Китая, принимая во внимание, что стоимость морских перевозок составляет лишь 3 % затрат на авиатранспорт, 50 % мировых грузоперевозок проходят через Южно-Китайское море, основным путем, соединяющим это море с Индийским океаном, является Малаккский пролив (пролив длиной 800 км и шириной около 2,8 км, в котором процветает пиратство), а также что на морские перевозки приходится 95 % мировых грузовых перевозок (при этом 2/3 приходится на транспорт нефти и полезных ископаемых, а 1/5 — на контейнерные перевозки). Кроме того, на долю экспорта приходится 25 % ВВП Китая, что безусловно стимулирует развитие торгового флота. Принимая все это во внимание, представляется логичным как индустриальное развитие Китая, так и реализация экономической политики, направленной на рост потенциала торгового и военного флота страны.
Не случайно , преследуя эти цели, Китай занимается стратегическим развитием морского флота от обеспечения береговой защиты до безопасности океанских вод, приступая к разработке стратегии по обеспечению экспансии и защите морских грузовых маршрутов, проходящих через небезопасные воды. Для этого необходимо гарантировать охрану так называемого «общего достояния человечества» 2 — морей и океанов. Так, первоочередной задачей является обеспечение безопасности мореплавания в районе «первой островной гряды», состоящей из островов, расположенных от Японии до Филиппинского архипелага, ключевым среди которых является Тайвань, занимающий центральное место в стратегии Китая. С этой целью Китай создал так называемую «жемчужную нить», которая представляет собой серию стратегических баз на территории соседних государств, имеющих выход в Индийский океан: Гвадар (Пакистан), Хамбантота (Шри-Ланка), Читтагонг (Бангладеш) и Ситтве (Бирма). При дальнейшей реализации стратегии Китай постарается обеспечить свободу действий и передвижения в Тихом океане, обозначив в качестве цели контроль над морским пространством, находящимся к западу от так называемой «второй островной гряды»3, образованной островами, расположенными между Японским архипелагом и Новой Гвинеей, включая Марианские острова и остров Гуам. (Рис. 4).4

Fig. 4. Areas of interest for China’s maritime trade policy
При всем этом, для реализации этой стратегии Китаю необходимо нарастить достаточную морскую мощь, что невозможно сделать в короткий срок, поскольку дело не только в наличии средств, но и соответствующей доктрины, а также в морских традициях, которых в Китае нет. Именно поэтому недавний спуск на воду китайского авианосца «Ляонин» 5 стал не столько демонстрацией морской мощи Китая, сколько заявлением о намерениях, принимая во внимание происхождение судна и долгий путь, который предстоит пройти КНР, чтобы суметь противостоять военно-морскому флоту ближайшего соседа — Японии, считающейся второй морской державой в мире.
ДРУГИЕ ФАКТОРЫ:
ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ ПОСЛЕ ВЫВОДА ВОЙСК ISAF ИЗ АФГАНИСТАНА, ЗНАЧЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА И НАТО ПОСЛЕ АФГАНИСТАНА.

Fig. 5. The Maghreb and Sahel areas
Завершение миссии ISAF в Афганистане позволит НАТО направить стратегические силы в другие регионы6. Вместе с тем сворачивание операции ISAF может привести к локализации проблемы терроризма в Афганистане, когда многие находящиеся сегодня за рубежом боевики захотят вернуться — и сделать это с солидным багажом: боевым опытом и престижем. Таким образом, нестабильность, вызванная «арабской весной», послужила толчком к действию групп исламских террористов, приведя к двум конфликтам: сирийскому и египетскому, угрожающим как ближневосточным, так и североафриканским регионам. Кроме того, недавний кризис в Мали является свидетельством нестабильности в странах Магриба и Сахеля (рис. 5), что представляет собой прямую угрозу ближайшим западным странам: Европе.
За последние десятилетия Европа не только развивалась в направлении формирования единого экономического и территориального пространства — примерами тому служат такие инициативы, как основание Европейского объединения угля и стали и подписание Шенгенского договора —, не только в направлении создания Европы без границ, которая, тем не менее, может оказаться под влиянием глобализации 7, — Европа занималась развитием новой стратегии обеспечения безопасности — от обозначения Петерсбергских задач 8до пересмотра Европейской стратегии безопасности в 2008 году —, постоянно адаптируясь к возникающим угрозам. Тем не менее существует две причины, по которым возникает необходимость создания новой стратегии: недостаточная определенность существующей сегодня стратегии и Стратегическая концепция НАТО 2010 года, определяющая Европейский союз в качестве своего основного союзника9.
С другой стороны, США возглавили процесс реформирования НАТО, опираясь на статью V Договора об обязанностях коллективной обороны10. Инициатива не шуточная, принимая во внимание разделение Альянса на три блока: англо-саксонский, средиземноморский и страны-участницы бывшего Варшавского договора11, а также Евросоюз, коллективная оборона которого все еще не сформирована («в то время как ЕС родился с политико-экономическими целями, Альянс преследует цели военно-политические» 12). Несмотря на такие усилия, как подписание соглашения НАТО-ЕС «Берлин плюс» (декабрь 2002 года), в мае 2010 года вышел в свет доклад «НАТО в 2020 году: гарантированная безопасность, динамичное взаимодействие», содержащий анализ и рекомендации по новой Стратегической концепции НАТО, рассматривающей возможность развертывания экспедиционных сил за пределами стран — участниц Альянса13.
Для США, ключевого участника НАТО, европейская поддержка имеет первостепенное значение как для проведения стратегической реформы НАТО, так и для сдерживания исламского терроризма.
УРОКИ ИСТОРИИ: ЛОВУШКА ФУКИДИДА
Изучение исторического опыта является одним из основных положений военной разведки. Взгляд англо-саксонских исследователей на историографию основывается на этой аксиоме — достаточно вспомнить «Лик битвы» Джона Кигана —, и сообразно урокам, извлеченным из событий в Порт-Артуре и Перл-Харборе 14, а также в противовес стратегии КНР, США присоединились к политическим, торговым и военным инициативам, в свое время начатым как соседями КНР, так и другими странами, омываемыми Индийским и Тихим океанами. Так, присоединение США к Транстихоокеанскому партнерству 15 — в настоящее время участниками партнерства являются Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур и США —, о чем было объявлено на встрече министров во время форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 12 ноября 2011 года в Гонолулу, стало одним из торгово-политических маневров, начатых США в 2006 году с целью объединить ряд стран, имеющих общие интересы в регионе, где сегодня зарождается конкурент с до конца не определенным потенциалом 16.
Другие действия основываются на применении так называемой «мягкой силы» 17, а их целью является ограничение потенциала КНР в сфере научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности. Таким образом Япония, основным сырьем которой является регистрация патентов, стремится ограничить намерение Китая встать во главе научных исследований за счет регистрации патентов. Уже в 2006 году 17 % запросов на японские патенты из-за рубежа были сделаны в Китае. В этой тихой войне Китай оказывает сопротивление с помощью кибератак 18, вступая, таким образом, в борьбу за еще одно общее достояние человечества — киберпространство.
Наконец, уже много лет США осуществляют действия, безусловно указывающие на разворот страны к Тихому океану, что нашло отражение в «Указаниях по планированию обороны» 2012 года19. «Наша страна переживает переходный период», — заявил Президент Барак Обама 5 января 2012 года, представляя новую Стратегию национальной безопасности. Перед этим, в ноябре 2011 года заместитель госсекретаря США Уильям Бернс заявил, что «во многих отношениях Тихий океан станет наиболее динамично развивающимся и важнейшим регионом для интересов американской нации на протяжении будущий десятилетий» 20. Объявление о заключении соглашения с Австралией о постоянной дислокации совместных военно-морских сил — первоначально около тысячи, впоследствии цифра достигла 2500 человек — на военной базе Робертсон-Бэррекс в Дарвине на севере Австралии, а также заявления министра бороны США Леона Панетты о расширении военного присутствия в районе Индийского и Тихого океанов безусловно являются очевидной демонстрацией «стратегического разворота». Тем временем Китай и США активно поддерживают дипломатические отношения, делая такие дружественные жесты, как состоявшаяся недавно в Сеуле встреча Госсекретаря КНР и советника по Национальной безопасности США.
Как сказал генерал Мартин Демпси, существует опасность попасть в «ловушку Фукидида» 21, развязав конфликт с Китаем только из-за опасения, что тот превратится в мировую сверхдержаву. Независимо от существования опасности, разворот на Восток неминуемо подразумевает взятие под контроль морских территорий.
ВЫВОДЫ
Нефть стала не только стимулом к развитию технологий и техническому прогрессу, но и послужила причиной начала и окончания крупнейших войн ХХ века. Это позволяет предположить, что, ввиду возможности изменения центра тяжести мировой экономики к 2030 году, во многом происходящего уже сейчас, в настоящее время вносятся изменения в геостратегические постулаты и в стратегию обороны и обеспечения национальной безопасности посредством участия в наднациональных организациях. Таким образом, в ожидании подтверждения выводов МЭА о нефтяной независимости США, появляется множество гипотез о формировании нового мирового уклада, учитывающих ряд переменных, которые могут набрать силу в зависимости от развития событий в определенных регионах, представляющих особый интерес для разведки. (Рис. 6).

Fig. 6 Possible zones of intelligence interest (ZII).
Приведем примеры некоторых из этих переменных:
— Перестройка мирового рынка нефти: стимулирование выхода арабского рынка в Китай и конкурентная борьба арабских стран и России, с одной стороны, и США, с другой, за европейского клиента.
— Угроза Израилю со стороны ядерного Ирана и нестабильной Саудовской Аравии ввиду неразрешимости конфликтов в Сирии и Египте и суннитско-шиитского противостояния.
— Эмиграция западных инвесторов из регионов Магриба и Сахеля в более безопасные регионы под угрозой исламского терроризма.
— Исламский терроризм.
— Социоэкономическое развитие четырех крупнейших развивающихся стран: Китая, России, Индии и Бразилии.
Исторические события позволяют сделать вывод о том, что в качестве первого шага на пути к новому миропорядку неизбежно возникает кризис, в некоторых случаях приводящий к эскалации вооруженных конфликтов, соответствующих масштабу изменений. Тем не менее, возможно, современная глобализация способствовала тому, что переговоры между странами проходят по менее агрессивному сценарию, чем это было в прошлом. Несмотря на это, слова Фукидида все еще сохраняют свою актуальность, и, возможно, мы являемся свидетелями трепетания крыльев бабочки, которой еще только предстоит сесть. Учитывая, что «разведка есть управление неопределенностью», пока трудно определить, где произойдет землетрясение, вызванное взмахом крыла этой бабочки.
Fernando Liborio Soto Sáez *
Brigada de Artillería
[1] Гарсиа Санчес Игнасио Хосе. «Ежегодный доклад Конгрессу США о военном развитии Китая». // Испанский институт стратегических исследований (IEEE). 13 июня 2012 года.
[2] ГОМЕС ДЕ АГРЕДА, Анхель.«Вооруженные силы Китая и их действия в отношении общего достояния человечества». «Общее достояние человечества подразумевает реальное или виртуальное пространство, служащее для передачи любого типа благ и не находящееся под суверенитетом ни одного из государств. За последние годы, наряду с открытым морем понятие общего достояния человечества включило в себя воздушное пространство, космос и киберпространство».
[3] МАКИНЛЕЙ ФЕРРЕЙРОС, Алехандро. Капитан 1-го ранга. «Морские амбиции Китая». // Авторские публикации 06/11. Испанский институт стратегических исследований (IEEE). Январь 2011 года. Источник (на исп. языке): http://www.ieee.es/Galerias/fichero/docs_opinion/2011/DIEEEO06_2011AmbicionesMaritimasChina.pdf.
[5] ABC.es 26/09/12 «Вот он какой, китайский авианосец» . Авианосец «Ляонин», прежде носивший имя «Варяг», был заложен в Украине, однако так и остался на верфи незаконченным. В 1998 году был куплен китайской компанией за 20 млн долларов с целью организации плавучего казино в Макао. Подобное ранее произошло с российским авианосцем «Киев», ставшим одной из самых оригинальных достопримечательностей в тематическом парке в Тяньцзине и переоборудованным в роскошный отель. Источник (на исп. языке): http://www.abc.es/20120926/internacional/abci-primer-portaaviones-china-201209261138.html.
[6] EFE 20/02/13, Брюссель. «НАТО анализирует вывод афганских войск и укрепление военной мощи».
[7] ЕРГИН, Даниел. “The Quest: Energy, Security and the Remaking of the Modern World”. The Penguin Group. Обзор статей о глобальной экономике и геополитике ESADEgeo. Нью-Йорк, 2011. «После распада Советского Союза и разрешения кризиса в Персидском заливе в 1991 году, вопросы безопасности исчезли из повестки дня международных переговоров. Мы жили в безопасном и глобализованном мире — вплоть до 11 сентября 2001 года».
[8] Под Петерсбергскими задачами понимают военные операции, реализуемые ЕС при координации стран-членов за пределами своих границ с целью обеспечения политической стабильности или оказания гуманитарной помощи третьим странам и регионам во всем мире.
[9] РУБИО Дамиан, Франциско. «Необходимость новой Европейской стратегии безопасности». Полковник. Стрелковые части. // DEM. Revista Ejército № 860. Декабрь 2012 года
[10] «Североатлантический договор. Вашингтон, 4 апреля 1949 года». СЛОУН, Стенли Р. «Переговоры по статье 5».
[11] ТРЕВИНЬО Руис, Хосе Мария. «Куда идет НАТО». Адмирал. Военный представитель Испании (MILREP) при НАТО в 2006 и 2009 гг. // Revista General de Marina. Август-сентябрь 2010 года.
[14] В 1904 года во время Русско-японской войны японский флот заблокировал вход в Порт-Артур, чтобы обеспечить свободу передвижения и развернуть свои войска на Корейском полуострове и в Манчжурии. В 1941 году Япония повторила маневр в Перл-Харборе, чтобы обеспечить свободный доступ к нефти голландской компании Royal Dutch на Суматре.
[15] Также известное как P4, Транс-Тихоокеанское партнерство или переговоры по поводу вступления в ТТП первоначально стали инициативой стран, в настоящее время являющихся членами Тихоокеанского стратегического соглашения об экономическом сотрудничестве: Брунея, Новой Зеландии, Сингапура и Чили. ТТП было основано в 2005 году и осуществляет свою деятельность с 2006 года. Текст соглашения (на исп. языке): http://www.sice.oas.org/TPD/TPP/TPP_s.ASP.
[16] Китай и стратегический разворот США к Азиатско-Тихоокеанскому региону. «Членами ТТП являются страны Тихоокеанского региона, а само партнерство открыто для любой страны Тихого океана, которая заявит о желании в него вступить и будет готова выполнить условия, описанные в учредительном соглашении ТТП, которое не может быть изменено в интересах новых участников. В настоящее время США играют доминирующую роль, а Китай не является членом партнерства, при этом его вступление затруднено по двум причинам: во-первых, потому что Пекин считает, что США вернулись в Тихий океан, чтобы противостоять экономическому росту Китая и ограничть его военное влияние, а во-вторых, Китай заявляет, что не намерен выполнять условия, навязанные другими странами». Источник (на исп. языке): www.china-files.com/pdf/CGT_ObamayHu.pdf.
[17] СУНСАРРЕН, Уго. Директор технической разведки. «Государство-Университет-Предприятие: трезубец успеха экономической разведки, основанной на патентах ».
[18] EL PAÍS. 22 февраля 2013 года. Internacional. EL CONFIDENCIAL DIGITAL, 21 февраля 2013 года.
[19] КОЛОМ Пиэлья, Гильем. «Оборона США на распутье». // Revista Ejército № 858. Октябрь 2012 года.
[20] КЛЕЙ , Майкл. “US returns in strength to the Pacific. America’s maritime power”.
[21] ФУКИДИД.История Пелопоннесской войны. Книга I 23, 6. «Истинная причина, как мне кажется, заключается в том, что афинцы, став влиятельной силой и внушая лаконийцам страх, вынудили последних к борьбе».
[*] Гарсиа Санчес Игнасио Хосе. «Ежегодный доклад Конгрессу США о военном развитии Китая». // Испанский институт стратегических исследований (IEEE). 13 июня 2012 года.