Специальный доклад Обзора мировой энергетики «Перерисовка энерго-климатической карты» призывает энергетический сектор к переменам
«Мировое сообщество до сих пор не встало на путь выполнения намеченной правительствами задачи по ограничению долгосрочного повышения средней глобальной температуры двумя градусами °C». С этого начинается текст основных положений Специального доклада Обзора мировой энергетики «Перерисовка энерго-климатической карты», опубликованного на этой неделе Международным энергетическим агентством (МЭА). Несмотря на коллективный договор, достигнутый правительствами стран мира, до 2015 года не ожидается подписание ни одного международного документа в этой связи. Принимая во внимание, что юридические обязательства, вытекающие из подобных документов, вступят в силу не ранее 2020 года, мы находимся в ситуации, в которой МЭА вынуждено обратиться ко всем странам мира со специальным докладом.
Исполнительный директор МЭА г-жа Мария ван дер Ховен La на презентации доклада.
Энергетическая отрасль является крупнейшим источником выбросов парниковых газов, приводящих к изменению климата. Именно поэтому специальный доклад на 132 страницах уделяет особое внимание этой отрасли.
Из четырех положений, рассматриваемых в тексте доклада, компания Inmesol выбрала три (в четвертом пункте доклада приведены дополнительные рекомендации по снижению выбросов после 2020 года). Ниже предлагаем вашему внимание краткое резюме основных идей доклада: [1]
1. Описание текущего состояния климата и энергетической политики во всем мире
- Мировые выбросы парниковых газов стремительно увеличиваются. В мае 2013 года уровень углекислого газа (CO2) в атмосфере впервые за сотни тысяч лет превысил 400 промилле (частей на миллион).
- Большинство экспертов сходятся во мнении, что будет повышаться как частота, так и интенсивность экстремальных климатических явлений (жара, наводнения и др.).
- Также ожидается дальнейшее повышение глобальной температуры и уровня мирового океана.
- Несмотря на то, что предпринимаемые действия глобального масштаба недостаточны, чтобы ограничить повышение температуры двумя градусами °C, эта задача остается по-прежнему технически выполнимой, хотя и крайне сложной.
- Если мы хотим выполнить вполне реалистичную задачу по ограничению глобального потепления двумя градусами °C, необходимо предпринять активные действия до 2020 года.
- На долю энергетической отрасли приходится около двух третьих выбросов парниковых газов, за счет того, что более 80 % мировых энергоносителей приходится на запасы ископаемого топлива.
- Несмотря на положительные тенденции в некоторых странах, уровень выбросов СО2 мировой энергетики вырос на 1,4 %, достигнув в 2012 году рекордного значения 31,6 Гт.
- Уровень выбросов в странах, не входящих в ОЭС , вырос с 45 % мировых выбросов в 2000 году до 60 % на сегодняшний день.
- В 2012 году на долю Китая пришлась большая часть мировых выбросов CO2 несмотря на то, что рост выбросов в этой стране был минимальным за последние десять лет благодаря, прежде всего, развитию возобновляемых источников энергии и значительному повышению энергетической эффективности китайской экономики.
- В США переход к использованию газа вместо каменного угля для производства энергии способствовал снижению выбросов на 200 млн тонн (Мт), достигнув, таким образом, уровня середины девяностых годов. Несмотря на это, положительные тенденции в Китае и США могут повернуться вспять.
- В Европе, несмотря на увеличение потребления угля, выбросы сократились на 50 Mт в результате снижения темпов экономического роста, развития возобновляемых источников энергии и установления ограничений на выбросы в промышленных и энергетических отраслях.
- В Японии выбросы парниковых газов выросли на 70 Мт в связи с тем, что усилиям по повышению энергоэффективности не удалось полностью компенсировать рост потребления ископаемого топлива в результате сокращения использования ядерной энергии.
- Даже если начнется реализация запланированных мер, ожидается, что к 2020 году мировые выбросы парниковых газов энергетической отрасли на 4 Гт эквивалента СО2 превысят уровень, позволяющий ограничить глобальное потепление двумя градусами °C, что свидетельствует о масштабности проблемы, которую предстоит решить в ближайшие десять лет.
2. Конкретные меры быстрого реагирования, не требующие чистых капиталовложений, которые может предпринять энергетический сектор, чтобы ограничить глобальное потепление двумя градусами °C
Четыре направления энергетической политики, предлагаемые МЭА, могли бы способствовать сокращению парниковых газов на 3,1 Гт эквивалента CO2e к 2020 году, что составляет 80 % сокращения выбросов, необходимого, чтобы выйти на уровень 2 °C. Это позволило бы выиграть драгоценное время, пока продолжаются международные переговоры по проблемам климата перед конференцией в Париже (2015 год) и пока национальные правительства принимают необходимые решения в ожидании заключения международного договора.
Предлагаемые меры, основанные на использовании существующих технологий, признаны эффективными в некоторых странах, и их принятие на глобальном уровне не повлияло бы на экономический рост ни одной из стран:
Принять конкретные меры в области энергетической эффективности (49 % сокращения выбросов).
Ограничить строительство и использование малоэффективных угольных электростанций (21 %).
Сократить до минимума выбросы метана (CH4) при добыче нефти и природного газа (18 %).
Ускорить постепенное сокращение (хоть и частичное) субсидий для потребления ископаемого топлива (12 %).
- Меры в области энергоэффективности включают применение соответствующих нормативов как по отношению к зданиям (освещение, новые электроприборы, новые системы отопления и охлаждения воздуха), так и промышленности (промышленные двигатели) и транспорту (транспортные средства на дорогах). Странам, уже реализующим эти меры, следует расширить их применение, а остальным следует начать их реализацию.
- Благодаря указанным действиям к 2020 году возможно сократить выбросы мировой энергетики на 1,5 Гт, что сравнимо с текущим уровнем выбросов в России.
- Дополнительные инвестиции на мировом уровне к 2020 году составят 200 млрд долларов США, которые, однако, будут с лихвой компенсированы за счет снижения расходов на топливо.
- Отказ от строительства новых субкритических угольных электростанций и ограничение эксплуатации уже существующих малоэффективных станций позволят к 2020 году сократить выбросы на 640 Мт, одновременно снижая загрязнение атмосферы в близлежащих районах.
- Объем субсидий на потребление ископаемого топлива в 2011 году составил 523 млрд долларов, что почти в шесть раз превышает объем поддержки развития возобновляемых источников энергии.
- Ускорение постепенного частичного отказа от субсидий в отношении ископаемого топлива позволит к 2020 году сократить выбросы СО2 на 360 Мт и будет способствовать принятию мер по энергетической эффективности.
3. Доклад показывает, что энергетическая отрасль в первую очередь должна быть заинтересована в действиях в отношении изменения климата
Экстремальные климатические явления ставят под угрозу электрические станции и сети, газо- и нефтепроводы, ветряные парки и другие элементы инфраструктуры энергетической отрасли. Существуют также медленно текущие процессы, вызванные изменением климата, которые также имеют критическое значение для энергетики: повышение уровня мирового океана для прибрежной энергетической инфраструктуры, нехватка воды для электростанций, изменение спроса на отопление и охлаждение и др.
Отсрочка принятия активных мер в отношении изменения климата до 2020 года имеет свою цену: таким образом можно будет до 2020 года избежать инвестирования 1,5 трлн долларов США в развитие технологий с низким выбросом CO2, однако после этой даты понадобятся дополнительные 5 трлн долларов США, чтобы вернуться на желаемый уровень.
Страны — участницы МЭА:
Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Корея, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония. Европейская Комиссия также принимает участие в работе МЭА.
Полный текст общих положений доклада
[1] Статья резюмирует основные положения доклада Международного энергетического агентства. Мы довольно близко придерживаемся оригинальной публикации, чтобы максимально сохранить ее суть.